В нашей стране отсутствует обязательная сертификация услуг, это добровольный шаг. Подробнее об этом можно прочитать в постановлении Госстандарта №110,110, принято которое было 08.10.03. Предприниматель при необходимости может доказать, что услуги, или работа, осуществляемые его компанией, полностью соответствуют:
- нормативным документам, принятым в нашей стране;
- международным нормам;
- стандартам предприятий и прочее.
Схемы сертификации услуг в РФ зависят от того, каким видом деятельности занимается компания. Также это определяет необходимый пакет документов. Заниматься сертификацией вправе те компании, которые имеют соответствующий статус аккредитации, деятельность не может быть нелегальной.
Система сертификации услуг по ГОСТ Р
Перед получением сертификата, нужно все узнать про ее систему: как проводится оценка, существующие стандарты. В нашей стране действуют государственные стандарты, они определяют качество, для определенных видов деятельности:
- в области бытового обслуживания. Сюда относят прачечные, пошив одежды или ее ремонт и прочее.
- технического обслуживания, ремонта техники. Может быть бытовой, строительной и т.д.
- экскурсионные.
- бытовое или социальное обслуживание населения.
- оказываемые в розничной торговле.
Законодательство в нашей стране лояльно. Предприниматели могут оказывать определенные услуги даже при условии, что те не прошли сертификацию. Поэтому сертификат получают в добровольном порядке. Его наличие повышает статус предприятия, а также свидетельствует о том, что предоставляемые услуги качественны.
Правила и порядок проведения оценки
Существуют определенные правила проведения сертификации услуг. В нашей стране оценка качества регулируется не толко законом (ФЗ №184), но и ГОСТом 54659-2011. Заявитель проходит определенные этапы:
- Подготовка документации. Это может быть все, что угодно, например, экспертные или социологические оценки, сертификаты качества, что были получены ранее в других системах.
- Выбор Органа по Сертификации, подача заявления.
- Оценка. На основании ее эксперты примут решение, сертификат либо выдадут, либо откажут, причины объясняются.
Если решение было положительным, и сертификат выдали, предприятие может ставить печать со знаком соответствия. Для этого подходят документы, рекламная продукция.
Стандарты в системе ISO
Если нужна международная сертификация услуг, то стандарты получения и выдачи документа соблюдаются обязательно. Стандартов много, особенность системы – изучение менеджмента предприятия, после чего происходит его подробная оценка.
Правильно организованная работа менеджмента – это залог качества услуг. Чтобы оценить менеджмент обращаются к стандартам ISO 9000. Стандарты меняются в зависимости от конкретной отрасли. Можно выделить несколько услуг в области:
- связанные с водой, например, ее очистка или качество – стандарт ИСО/ТК 224;
- туризма – ИСО/ТК 228;
- исследования, маркетинга, социологии – ИСО/ТК 232;
- финансов – ИСО/ТК 68 и прочее.
Чем сфера предприятия серьезнее, тем ответственнее руководителям рекомендуется подойти к вопросу получения сертификата. Оформлять документ рекомендуется и в том случае, когда лицо работает в сфере, где высокая конкуренция. Наличие сертификата – это возможность выделиться среди других компаний, продемонстрировать серьезный и ответственный подход к работе.